Константин Михайлов (keburga) wrote,
Константин Михайлов
keburga

Category:

"Три богатыря" и "Три царевны Подземного царства". Ланкарическое искусствоведение



Начнём с богатырей.
В этой картине, при всех стандартных её интерпретациях (патриотично-сказочных),
один момент обычно упускается - это погода, состояние мира и неба.
У Васнецова этот аспект обдумывается осознанно. Это можно понять по пейзажу в "Алёнушке", например.
Тут он, видимо, тоже хотел сделать нечто подобное: некое угрожающее состояние небес,
когда, типа, тревожно ждешь нападения и высматриваешь на горизонте врага слезящимися от ветра глазами.
Но получилось что-то иное в этой картине и состояние погоды говорит о чём-то еще.
Вокруг богатырей этих, мне кажется, вселенская бесприютность. Одиночество. Тоска.
Эти эмоции и душевные флюиды можно воспринять, если разглядывать
данную картину взглядом критическим и как бы забыв о ее включённости
во все эти тривиальности русской культурной истории.
Особенно хорошо это видно, если поместить "Трёх богатырей"
рядом с другой картиной Васнецова - "Тремя царевнами Подземного царства".
Тогда бесприютность, страшное одиночество и печаль, сконденсированные
в пространстве вокруг богов-богатырей, становятся объяснимыми.
Возможно, эта картина не про родину, а про любовь.
Мир богатырей холоден и бесприютен для них, потому что возлюбленные -
в Подземном царстве. Т.е., они не здесь, не с ними, не на той же земле.
"Подземное царство" - обычный способ сказать "иной мир",
не переходя границы знакомых сказок и не впадая в патетику.

И вот, рядом с царевнами становится видно, что богатыри одиноки и ждут и ищут их.
Или, скорее, так - они их искали, долгое время, возможно, долгие жизни,
путешествуя из страны в страну, пока не устали и не приняли своё одиночество
и разлуку с возлюбленными как часть своих судеб. В гораздо большей степени
определяющую их суть, чем походы, войны, победы.
Походы, войны, победы, подвиги становятся пусты,
если ты здесь, а твоя возлюбленная, неизменно -
в другом мире, в который нет входа и в котором она тоже всё помнит.
Ну или пусть, пусть это будет картина про родину русских богатырей.
Нет для нее никакой угрозы от врага, она просто пуста.
Никто никуда не идёт. Ничего нет интересного ни в поле,
ни на горизонте - ни друга, ни врага, ни царевен, ни даже попить-поесть.

via lqd который создал предпосылки этого текста здесь. В качестве иллюстрации использован диптих, им изготовленный.
Tags: ланкарическая иконография, теоническое искусствоведение, шактиальное визионерство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 12 comments