Константин Михайлов (keburga) wrote,
Константин Михайлов
keburga

Category:

Метафизические приёмы в психотерапевтической практике (рассказ)

Внимание! Данный текст является литературным, художественным произведением малых форм (рассказ), а не клиническим руководством. Он предназначен только для получения удовольствия от чтения и больше ни для чего не предназначен.

1.
"Желание избавиться от физического тела является одним из неотъемлемых свойств разума.
Поэтому любому разумному существу свойственно постоянное суицидальное стремление, которое не реализуется напрямую только лишь потому, что подавляется инстинктом самосохранения (одной из императивных программ, "прошитых" в нервной системе).
Что значит "не реализуется напрямую"? 
Это значит, что, как и всякое вытесненное и подавленное желание, оно реализуется опосредованно, через невротические проявления. Религиозность, например, есть одно из самых распространённых проявлений вытесненного суицидного желания. Оно само оформляется в этом случае, как стремление к Спасению (т.е. желание существовать в виде "души"- личности избавленной от страданий причиняемых наличием тела). А инстинкт самосохранения проявляется в этой системе интерпретацией суицида как греха, (т.е. преступления перед Богом). Ибо, если бы не такая интерпретация, то религиозность не только бы не ставила запрета суицидальным желаниям, но и напротив, давала бы им "зелёный свет". Ведь для истинно верующего человека избавление от тела стало бы, в таком случае, кратчайшим путём к Богу. Однако трактовка суицида как греха, снимает (точнее, прячет) противоречие между тем однозначным обещанием загробной жизни, каковое даёт человеку религия и инстинктом самосохранения, который противится смерти невзирая ни на какие обещания и логику
".

2.
"Постоянно существующее в любом человеке стремление к суициду становится хорошо заметно, когда беседа с пациентом складывается следующим образом:
Терапевт - "Следует научиться воспринимать себя самого и своё тело раздельными одно от другого. Подобно тому как водитель автомобиля воспринимает раздельно себя самого и свой автомобиль".
Пациент - "Ну, а зачем тогда жить? Не проще ли сразу избавиться от тела?"

Т.е. мы видим, что человек (обычно) даже и не пытается разглядеть какие-то иные варианты развития ситуации и сразу же, напрямую выдаёт "логическое завершение". Очевидно, что это "логическое завершение" всегда присутствовало в его подсознании и озвучилось сразу же, как только было получено "внешнее разрешение" исходящее от "авторитетного лица", каковым на данный момент является Терапевт.
Обыкновенно, Терапевт в этом случае переносит разговор на почву религии и напоминает Пациенту о том, что суицид является смертным грехом. Затем он слегка пугает Пациента Адом.
Понятно, что Терапевту нужно каким-то образом компенсировать побочные эффекты терапии, которые заключаются в том, что убирая невроз, терапия зачастую убирает и те фобии, что удерживали Пациента от суицидных действий. Однако при таком методе коррекции, у Пациента порой развивается другой побочный эффект, вызванный на этот раз уже самим корректирующим воздействием - а именно, псевдорелигиозность. Псевдорелигиозность проявляется в том, что Пациент начинает посещать разнообразные религиозные учреждения (церкви, секты и т.д.) не потому, что он обрёл веру в Бога, а потому, что он уверовал в Ад и напугался. Т.е. опять же из фобических, деструктивных, а не конструктивных мотивов. Всё это, разумеется не способствует социальной адаптации Пациента, а ещё сильнее её нарушает. И через некоторое время, Терапевт видит, что вместо исцеления, он наделил Пациента новым неврозом, куда более глубоким и мучительным чем прежний. Ибо в рамках прежнего невроза, проблемой Пациента являлся конфликт с самим собой и (или) с социумом - т.е. конфликт, в принципе, разрешимый. В новом же, модернизированном неврозе, конфликт возникает между человеком и Богом, а с Богом, как известно, договориться нельзя, поскольку его существование не доказано и принципиально недоказуемо. Убедиться же в существовании Ада проще простого - для этого достаточно всего лишь быть живым.
Как же обойти вышеуказанную проблему, как устранить невроз, не вызывая при этом актуализации суицидных настроений у Пациента?
Для этого Терапевту следует прибегнуть к корректирующим суждениям, основанным на иной религиозной системе, нежели та, что подразумевает понятия греха и оперирует концепциями "ада", "рая" и "спасения".
Что это за система? Любая, которая содержит в своей структуре указания на феномен реинкарнации.
Как это работает? А вот как:
Предположим, что Терапевту удалось сформировать у Пациента раздельное восприятие тела и "я".
Невроз отступает, поскольку теперь личность Пациента состоит (для него самого) из двух компонент - уязвимого, подверженного страданиям тела и бессмертной, неуязвимой в своей бессмертности души, которой нечего бояться поскольку она бессмертна.
Отступая, невроз делает "вираж" и атакует "с тыла", актуализируя суицидные тенденции, по определению присущие пациенту, как разумному существу (см. изложенное выше).
Пациент произносит своё сакраментальное:
"Ну, а зачем тогда жить? Не проще ли сразу избавиться от тела?"
И вот здесь-то, Терапевт, вместо того чтобы пугать Пациента грехом и Адом, должен сказать примерно следующее:
"Тело - это только наряд. Понятно, что наряд можно поменять - сегодня вы ходите в костюме, завтра в куртке, а послезавтра в маечке. Но, - это в идеале. А в реальности нет никаких гарантий, что уничтожив один "наряд" (то тело, которое есть у вас сейчас), вы получите другой. Что если для вас лично реинкарнация не предусмотрена? Ведь мы крайне мало знаем об этом феномене. Собственно, мы лишь догадываемся о том, что иногда реинкарнации происходят. Мы интуитивно чувствуем это. Но каждый ли человек способен к реинкарнации? Какие условия нужно выполнить чтобы обрести такую способность? Выполнили ли вы лично все эти условия (суть которых неизвестна, интуитивно чувствуется лишь то, что они существуют)?
А раз всё так смутно и неопределённо, так зачем рисковать? Последовав вашей логике можно ведь и насовсем умереть - вам разве хочется этого?"
В итоге  подобной корректировки, Пациент (если это действительно невротический, а не психиатрический больной) приходит к выводу, что умирать насовсем он не хочет, а потому вообще не будет пытаться причинить себе смерть.
Обыкновенно, эффект подобной коррекции бывает гораздо более благоприятным нежели тот, что мы видим при использовании концепции "греха" и "ада". В качестве же побочных моментов, у Пациента может возникнуть вера в реинкарнацию, но для психического здоровья, это представляется более полезным нежели вера в Ад. Хотя лучше всего, если у Пациента удаётся сформировать правильную метафизическую картину в которой Ад и реинкарнации сосуществуют в динамическом взаимодействии и дополняют, а не взаимоисключают друг друга".


Иллюстрации:

рис k_d

Эй, не упрямься, ты ведь хочешь смотреть опять,
Как колдовской туман густеет у потолка,
Как затвердевший звук между пальцев легко сломать,
Как зажигает звезды невидимая рука,

Как бабочкой-переростком слово слетает с губ,
Крылья с темным узором качаются и скрипят;
Выпьем, что нам за дело, наш Маелори труп
Или живое тело?Тело -- только наряд.





Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 13 comments