Константин Михайлов (keburga) wrote,
Константин Михайлов
keburga

Categories:

Когнитивность и сапиентность

Когнитивность есть способность к познанию или смышлёность.
Именно она отличает живое от неживого в материальном мире.

Когнитивность, будучи придана веществу, превращает вещество в существо.
Любое живое существо, начиная от вируса и заканчивая человеком, обладает когнитивностью.

Когнитивность обслуживает одну единственную метафизическую цель, которая
встроена богами во все живые существа - это цель присутствия.
Живое существо должно присутствовать в мире и оно стремится выполнить эту задачу,
например, путём питания и размножения. Или можно сказать так, что оно стремится
выполнить эту задачу любой ценой и любыми средствами.
А свойство когнитивности позволяет ему данную задачу реализовать, выполнить.

Сложно, а может и невозможно дать исчерпывающую академическую и
или энциклопедическую формулировку когнитивности.

Однако, когнитивность довольно легко поясняется примерами:
Например, когда вирус прикрепляется к определённым белковым структурам на поверхности клетки, чтобы проникнуть затем в её цитоплазму и встроить свой код в её ДНК, то поиск и "вычувствование" этих белковых структур и есть когнитивность.
Когда амёба вытягивает ложноножку в направлении инфузории чтобы поглотить последнюю ради собственного питания - это акт совершаемый в рамках когнитивности.
Когда лиса чует мышку под снегом и выхватывает её пастью чтобы сожрать - это всё действие когнитивной способности. Когда один человек даёт другому деньги в долг чтобы через год забрать их с процентами - это тоже когнитивный акт. И т.д.и т.п.

Но если между амёбой, лисой и человеком нет разницы, то чем же тогда человек отличается от животных?
Ланкарическое учение отвечает на этот вопрос так - человек отличается от
животных наличием сапиентности или разумности.
Сапиентность - это особый, присущий только человеку, род когнитивности,
который обслуживает не только такую цель как присутствие в мире,
но и может обслуживать любую другую цель поставленную перед данным существом богами.

Лучшим учебным материалом по сей теме является аниме-сериал
Aoki Hagane no Arpeggio: Ars Nova. Он примечателен не только тем,
что там раскрывается суть сапиентности (т.е. служение людей богам
в качестве оружия и солдат богов), но и показаны два типа сапиентности.
Одновременное наличие двух типов сапиентности, один из которых врождённый
("заводская прошивка", или "адмиралтейский кодекс" - в терминах данного аниме),
а второй возникает при непосредственном контакте с богами - это
особенность земного человека.
Врождённая сапиетность в нём - есть наследие Адама и она предназначена
для обеспечения взаимодействия лишь с одним из богов - с Иеговой-демиургом.
Однако, шактиальная компонента человека даёт ему потенциальную возможность
воспринимать и понимать цели и намерения других богов. Причём, в отличии от
сапиентности первого типа (адамической) - сапиентность второго типа не является
императивной. Да, она даёт возможность понимания целей и намерений других богов,
но совершенно не принуждает следовать им и вообще, как-то в них участвовать.

Поэтому, видимо, будет уместно называть первый, адамический тип сапиентности - императивным. А второй, шактиальный - добровольным или волонтёрным.

PS.
В той метафоре, которую транслирует аниме Aoki Hagane no Arpeggio: Ars Nova - "персонифицированные воплощения" боевых кораблей символизируют людей. А тамошние люди (по отношению к этим "воплощениям) - символизируют богов.
Tags: аниме, искусство, ланкарический кинокритицизм, рецензии и спойлеры
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments